Бум на статуэтки, изготовленные в советскую эпоху, практически миновал и фарфоровые произведения искусства прошлого уже пополнили частные коллекции. Прошло 10 лет с момента начала ажиотажного спроса и вот только теперь перекупщики «насытились». Отечественный антикварный рынок никогда не мог похвастаться обилием произведений фарфорового искусства, а затем его ещё и основательно подчищали в течение нескольких лет. Неудивительно, что на сегодняшний день сложно отыскать хорошие фарфоровые статуэтки советской эпохи 50-60 годов.
А ведь в те не столь далёкие времена на прилавках сельских магазинов «пылился» очень богатый ассортимент статуэток производства Дулевского и Ленинградского фарфоровых заводов. Следует отметить, что «игрушки» из фарфора не были в почёте у населения, ввиду ярко выраженных агитационных мотивов. Справедливости ради отметим, что в продаже имелись и качественные детские фигурки, которые по достоинству могли оценить лишь искушенные обыватели, но это скорее исключение из правил.
Массовое производство скульптур из фарфора
Отличительная черта фарфоровых статуэток советской эпохи – массовость продукции. Об этом уже было сказано выше. Если лет 50 назад соответствующие изделия находились в свободной продаже, то уже сейчас они трансформировались в раритетный штучный товар, представляющий интерес для знатоков скульптурного искусства.
Неотъемлемым компонентом произведений фарфорового искусства советской эпохи можно считать и отражение структурно социальных особенностей общества того времени. Первые экземпляры такого фарфора создавались еще в 20-е года прошлого столетия, в них отчетливо прослеживались надежды населения на светлое будущее в каждом сегменте жизни.
В послевоенный период из керамики начали пропадать агитационные мотивы, уступив место коммунистическим идеям. Так появились и популяризировались совершенно новые техники росписи, сюжетные линии. Качество керамических изделий также улучшилось, несмотря на массовость производства.
Особенности фарфоровых изделий советской эпохи
Специалисты выделяют несколько особенностей, характерных для статуэток из фарфора периода СССР:
- Доминирование флористических орнаментов.
- Рисунок и его размеры определяются масштабами конкретной фигурки.
- Присутствие оригинальных декоративных элементов (спиральные завитки, усики, всевозможные сеточки).
- Продолжительность сохранения колористической палитры, что достигалось за счёт применения уникальной технологии обжига материала.
- Форменная мягкость и утонченность каждого изделия.
- Наличие функциональной составляющей статуэток.
Квинтэссенция прекрасного и совершенного
Фарфоровые статуэтки советской эпохи дошли до наших дней в виде очень богатых коллекций, сочетающих в себе целый ряд антикварных предметов. Это миниатюрные хранители ушедшей в забвение прошлого эпохи. Скульптуры смогли не только запечатлеть исторические моменты, но и представить во всей красоте эмоциональное богатство людей советского времени.
Спустя десятилетия при тактильном контакте на подсознательном уровне ощущается мастерство и теплота рук скульптора, создавшего фигурку.
Большинство фарфоровых статуэток советской эпохи вызывают двойственные ассоциативные образы. Имеют место быть предметы, наполненные до краев политическими мотивами, но в то же время присутствуют и настоящие произведения искусства с отчетливой демонстрацией народного промысла. В советском фарфоре филигранно переплелись ампир, строгость, конструктивизм и наивность. Невероятно красивый и завораживающе утонченный стиль.