Фарфоровые статуэтки уже давно перестали быть обычными безделушками, которым уготовлена роль статичных предметов, пылящихся на полках. Определенные изделия могут не безосновательно претендовать на звание настоящих произведений фарфорового искусства. Такие уникальные вещи и создаются на всемирно известном предприятии Lladró, специализирующемся производстве художественного фарфора.

Статуэтка Allegory to the peace от фабрики Lladro
На фабрике Lladró производят уникальные художественные изделия из фарфора. Основные мощности находится в небольшом пригороде Валенсии – Тавернес Бланкес. На сегодняшний день в компании работает порядка 2 тысяч человек. Её основали 3 брата. Их дети и внуки и продолжают семейное дело. Отметим, что первые изделия приходилось изготавливать на старенькой мавританской печи. Никакого отдельного места под производство не было, поэтому печь установили прямо в доме. Визуально статуэтки имели очень много общих черт с мануфактурой Севр, Мейсен.
Как всё начиналось
По прошествии некоторого времени братьям удалось не только усовершенствовать производственную технологию, но и выработать собственную стилистику, которая отчетливо читается в каждом продукте. Процесс обжига фарфора был сокращен до одного этапа (вместо трёх), благодаря чему фигурки приобрели пастельный оттенок и стали более прозрачными.
«Хуан Льядро уверен, что только фарфор позволяет настоящему художнику продемонстрировать уровень своего мастерства. Даже с доступной глины он создает настоящие произведения искусства, которые ценят не за материал, а за мастерство реализации».
Наши дни
На сегодняшний день фабрика известна в первую очередь как творческая мастерская, а не производственное предприятие. Каждое изделие изготавливают исключительно вручную. В процессе принимает непосредственное участие несколько мастеров: скульпторы, дизайнеры и художники.
Фарфор Lladró может похвастаться уникальным художественным стилем. Преобладающее большинство керамических скульптур выпускаются в ограниченном количестве. Эти статуэтки можно увидеть в Королевском Музее Искусства, Международном Музее Керамики, а также в Эрмитаже.
Материал производится в черте промышленного комплекса «Фарфоровый город», площадь которого составляет 100 тыс. кв. метров. Это уникальное предприятие открыто для посещений, увидеть всё может каждый желающий. Здесь же находится Музей Lladró.
Творческие основы
На стартовом этапе фарфоровую скульптуру создаёт профессиональный скульптор. Весь спектр идей и творческих задумок представляется исключительно на бумаге в виде эскизов и набросков.
После этого фигурка воссоздается уже в более гибком пластилиновом виде. Каждое изделие оценивают представители совета и члены семьи Льядро. Если новый проект получает необходимый уровень поддержки, его утверждают и к работам подключаются другие мастера. Процесс создания может растягиваться во времени на несколько лет.
По мере завершения работы скульптора, заготовка обрабатывается, и на ее основа подготавливаются специальные гипсовые формы. Итоговая композиция формируется из ряда отдельных фарфоровых элементов, количество которых может варьироваться в значительных пределах. Каждая такая форма наполняется жидким фарфором, рецептура которого храниться в строгом секрете. Время высыхания зависит от множества факторов: толщины отдельных участков, физических размеров.
Новые детали склеиваются при помощи уникальной фарфоровой консистенции. Отметим, что каждый из фрагментов прилегает к модели предельно точно. Если речь идёт об средне размерном изделии, то для ее производства может потребоваться порядка 20 форм. Что касается сложных композиционных решений, то в таком понадобится уже 300 соответствующих элементов. Все элементы полирую только вручную, а те детали, где присутствуют мельчайшие дефекты – направляются с пометкой «брак».
Итоговую фигуру тщательно расписывают красящими веществами, используя исключительно натуральные эмали, создаваемые на той же фабрике.
Профессиональные художники занимаются раскраской композиций. Все детали прорисовываются с предельно возможной аккуратностью.
После того, как поверхность становится глянцевой, изделие покрывают слоем глазури.
На завершающем этапе изделие обжигают при высокой температуре (1300 ºC) в печи. Спустя сутки статуэтка окончательно затвердеваем, кристаллизуется структура глазури, формируются окончательные цветовые композиции, которые ранее были практически незаметными.
Представители семейства Льядро внимательно контролируют все без исключения фазы работ. На выходе вся продукция проходит несколько этапов по контролю качества, а самому изделию присваивается порядковый серийный номер. Копию сделать невозможно, поскольку все гипсовые заготовки по завершению производства, разрушаются.