Farfor-Expert.ru
  • Новости
    • Выставки фарфора 2015
  • История
  • Фарфор
    • Посуда
    • Предметы интерьера
    • Старинные сервизы
    • Фигурки
  • Мастера
  • Сервировка
  • Своими руками
  • Фарфоровые заводы
  • Контакты
История

Царская посуда

Дата: Июнь 13, 2015


Русский фарфор создан для коллекционирования. Впрочем, как и любой другой — мейсенский или севрский. В Европе и России фарфор столетиями был предметом роскоши, доступным только королям и аристократии, вначале привозной китайский, потом изготовленный на собственных заводах. В России собственный фарфор начали делать примерно на 40 лет позже, чем в Мейсене, но это не лишило его ни самобытности, ни популярности, ни успеха у прежних и нынешних собирателей. Коллекционерские «голубые фишки» в области русского фарфора давно устоялись: это ранние изделия Императорского фарфорового завода (ИФЗ), например пакетовые табакерки или предметы из «Собственного сервиза», образцы орденских сервизов завода Гарднера, роскошные дворцовые вазы ИФЗ (периода царствования Александра I или Николая I), жанровая скульптура второй половины XIX века частных заводов и ранний советский агитационный фарфор.

Рецепт русского фарфора изобрел (потому что «в Китае и Саксонии дело порцелина содержат весьма тайно») Дмитрий Виноградов на основе местного сырья. Работы велись по поручению императрицы Елизаветы Петровны, и продукция с нового завода под Петербургом поступала только ко двору. Пожалуй, первые предметы — табакерки, курительные трубки, скульптурки, созданные в 1740-1750-х годах,— уже невозможно заполучить в коллекцию. Их разобрали еще в XIX веке, и большинство сейчас в музеях.

В 1756 году на Порцелиновой мануфактуре изготовили первый российский сервиз — «Собственный сервиз» Елизаветы Петровны.

Собственный сервиз

Собственный сервиз

Предметы из него покрыты рельефной пурпурной сеткой и гирляндами с лепными цветочками, их можно встретить на аукционах (стоимость отдельных вещей достигает $50 тыс.). Стоит только иметь в виду, что во времена императора Николая I были заказаны доделки к сервизу (это вообще распространенная практика), поэтому корзинки и тарелки могут относиться как XVIII, так и XIX веку.

Вскоре мануфактуру переименовали в Императорский фарфоровый завод, наступила эпоха расцвета русского фарфора — царствование Екатерины II. К дню ее коронации, состоявшейся 22 сентября (3 октября) 1762 года, на ИФЗ была сделана чашечка, на крышке которой скульптурный двуглавый орел охраняет золоченую державу.

Чашка и блюдце ко дню коронации Екатерины II, ИФЗ, 1762 год

Чашка и блюдце ко дню коронации Екатерины II, ИФЗ, 1762 год

Предмет вожделения коллекционеров — за эту чашечку в 2009 году было уплачено на Christie`s почти $250 тыс., а появилась она на торгах только потому, что распродавалась коллекция галереи Popoff, основанной в Париже русским офицером Александром Поповым в 1920-х годах.

В конце XVIII века на ИФЗ было несколько цехов, где формовали и обжигали предметы, делали скульптурный декор, расписывали красками и золотом. Технические возможности фабрики были почти безграничны, а продукция получалась высочайшего качества. В сущности, любой предмет с маркой «Е II» может служить украшением коллекции. Это и предметы из «Арабескового сервиза», с росписями в «помпеянском» стиле, сервиз «Яхтинский», огромный «Кабинетский» с росписями по мотивам гравюр Пиранези, подаренный Екатериной II ее фавориту графу Григорию Орлову туалетный сервиз «Орловский», напоминающий изделия из металла.

Тарелка из Орловского сервиза, ИФЗ, 1760-е

Все эти предметы стоили дорого и три века назад, стоят дорого и теперь. В сущности, доступ к продукции ИФЗ имел в XVIII веке только императорский двор.

Однако ИФЗ уже не был единственным фарфоровым заводом в России. В 1760-х годах в подмосковном селе Вербилки открылся первый частный завод, принадлежавший Францу Гарднеру. Его целью было работать на рынок и «впредь фарфоровою посудою… без вывоза иностранной всю Российскую империю удовольствовать». Завод начал с копий мейсенской посуды и фигурок, его поддержала Екатерина II, заказав Гарднеру орденские сервизы для парадных приемов кавалеров соответствующих орденов: Святых Андрея Первозванного, Александра Невского, Владимира и Георгия. В составе сервиза могло быть до 1 тыс. предметов разнообразных форм: ажурные корзинки, украшенные орденскими лентами, блюда в виде листьев, чашки, ручки для вилок и ножей. К сервизам многократно изготовлялись доделки с целью восполнения разбившихся предметов; блюдо XVIII века из орденского сервиза может стоить до $150 тыс.

Корзинка из сервиза ордена Святого Георгия, завод Гарднера в Вербилках, 1778-1785 годы

Корзинка из сервиза ордена Святого Георгия, завод Гарднера в Вербилках, 1778-1785 годы

Корзинка из сервиза ордена Святого Андрея Первозванного, завод Гарднера в Вербилках, 1778-1785 годы

Корзинка из сервиза ордена Святого Андрея Первозванного, завод Гарднера в Вербилках, 1778-1785 годы

Чайник со сценой рукопожатия Наполеона Бонапарта и Александра I при заключении Тильзитского мира, завод Гарднера, начало XX века

Чайник со сценой рукопожатия Наполеона Бонапарта и Александра I при заключении Тильзитского мира, завод Гарднера, начало XX века

Наступил XIX век, а с ним классицизм и период, когда на ИФЗ были изготовлены предметы, затмевающие (с точки зрения цены) все прочие. Это огромные, роскошные дворцовые вазы.

Пара дворцовых ваз, ИФЗ,  период Николая I, 1844 год

Пара дворцовых ваз, ИФЗ, период Николая I, 1844 год

Вазы с портретами императрицы Александры Федоровны и ее отца, прусского короля Фридриха Вильгельма III, ИФЗ, 1836 год

Вазы с портретами императрицы Александры Федоровны и ее отца, прусского короля Фридриха Вильгельма III, ИФЗ, 1836 год

Технологически они так сложны, что ни один завод в России, кроме Императорского, не мог сделать ничего подобного: они состоят из отдельных деталей, нанизанных на прочный металлический штырь. Тончайший скульптурный декор, прописанный золотом, сложнейшие орнаментальные композиции на золотом фоне и воспроизведение полотен из собрания Эрмитажа на тулове — эти вазы созданы, чтобы попасть к главам западных держав в качестве драгоценных подарков. На Christie`s пара подобных ваз была продана однажды за £2,8 млн (примерно $5,5 млн; из собрания европейской королевской семьи), на Sotheby`s — за £2,6 млн (происходит из коллекции великого князя Владимира Кирилловича Романова). Они относились к 1840-м годам и имели веретенообразную форму. Делались такие и в форме широких и низких кратеров ($2,8 млн Christie`s, примерно $1,8 млн Sotheby`s).

Еще один пунктик любителей фарфора ИФЗ — тарелки военной серии, которые начали производить после 1812 года и продолжали почти 100 лет. Самым ценным считается период 1830-1850-х годов, когда мельчайшие детали обмундирования солдат и офицеров русской армии воспроизводились с максимальной достоверностью.

Тарелка из "военной серии" "Гренадеры в интерьерах Зимнего дворца", ИФЗ, 1829 год

Тарелка из «военной серии» «Гренадеры в интерьерах Зимнего дворца», ИФЗ, 1829 год

Цены на лучшие образцы приближаются к $100 тыс., а рекордной является продажа тарелки с изображением гренадеров в интерьерах Зимнего дворца 1829 года (Sotheby`s, $218 тыс.).

В продукции завода Гарднера того же периода коллекционеры ценят иное — отдельные подарочные чашки, расписанные на сотни сюжетов, и серии жанровых фигурок. Среди последних самой популярной была серия по мотивам гравированного альбома «Волшебный фонарь, или Зрелище расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников», который вышел в начале XIX века. Тут делали также фигурки модно одетых франтов и франтих, кружки в виде голов турка и турчанки или в виде фигуры упитанного английского джентльмена (тоби). Около середины XIX века инициативу перехватил завод Попова, но ненадолго — пока мастера не перебежали к Гарднеру.

Скульптура-флакон "Турчанка", завод Попова, первая половина XIX века

Скульптура-флакон «Турчанка», завод Попова, первая половина XIX века

Произведения русских частных заводов, пожалуй, еще не исчерпаны на рынке. Тем более что полные жизни и юмора скульптуры, а также разнообразнейшие мелкие посудные формы заводов Юсупова, Попова, Иконникова, Корниловых пока что можно найти по гораздо более демократичным ценам, чем изделия ИФЗ. Которые, кстати, к концу XIX века стали опять настолько дороги, что решено было вообще не применять к продукции рыночных категорий, думать только о качестве и работать исключительно по заказам двора и для промышленных выставок. Частные заводы тоже переживали не лучшие времена, так что их скоро скупили один за другим Матвей Кузнецов и его «Товарищество». Предприятие было ориентировано на прибыль и потому чутко реагировало на спрос. Заводы Кузнецова делали посуду для восточных районов Российской империи (чайники, пиалы), начали использоваться модные мотивы (неорюсс, модерн) и новые технические приемы (деколь, аэрограф). Эти предметы стоят недорого — их вряд ли можно считать коллекцией, зато по сей день приятно использовать в быту.

В понятие «русский фарфор» коллекционеры обычно включают еще один раздел — ранний советский агитационный фарфор. Вместе с изделиями фирмы Фаберже и живописью авангарда агитационный фарфор — неотъемлемая часть зарубежных коллекций русского искусства и аукционов.

Тарелка декоративная с надписью "Если не поворуешь, то и не попируешь", ГФЗ, 1919 год

Тарелка декоративная с надписью «Если не поворуешь, то и не попируешь», ГФЗ, 1919 год

В 1917 году ИФЗ превратился в ГФЗ (Государственный фарфоровый завод в Петрограде). В рамках ленинского плана «монументальной пропаганды» заводу было дано распоряжение производить «утилитарно-декоративные предметы с революционными лозунгами». Правда, как и очень многое в советской стране, своей миссии агитационный фарфор не выполнил: отличные образцы стоили очень дорого и выпускались крошечными тиражами только для зарубежных выставок. Их сразу же начали коллекционировать (и подделывать) в Европе. В последние несколько лет уровень цен на торгах достигал примерно $50-70 тыс. В целом ажиотажный спрос на супрематически расписанные тарелки и авангардные лозунги на фарфоре, а также тематические скульптуры Натальи Данько (вроде «Работницы, вышивающей знамя») сегодня несколько ослабел.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2125785

ИФЗ
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 голосов, средняя оценка: 5,00 из 5)
Loading...


You Might Also Like

  • Фарфоровая история Поповых История

    Фарфоровая история Поповых

  • vorobyov История

    Мастера советского фарфора: Алексей Воробьевский

  • Royal Doulton История

    Безупречное исполнение английского фарфора: Royal Doulton

Новое на сайте

  • оригинальные чайники

    Необычные фарфоровые чайники

    Январь 8, 2016
  • NewChi

    NewChi – свежий взгляд на современный китайский фарфор

    Январь 7, 2016
  • Пьеру Кардену влучили вазу производства Rudolf Kampf

    Январь 6, 2016

Опрос

Какая информация о фарфоре вас больше всего интересует?

Смотреть результаты

Loading ... Loading ...
  • Новости
    • Выставки фарфора 2015
  • История
  • Фарфор
    • Посуда
    • Предметы интерьера
    • Старинные сервизы
    • Фигурки
  • Мастера
  • Сервировка
  • Своими руками
  • Фарфоровые заводы
  • Контакты

© 2015 Интернет-журнал о фарфоре Farfor-Expert.ru. Все права защищены. Карта сайта