Известный русский купец Александр Попов в 1806 году завершил строительство собственного подмосковного предприятия по производству фарфора. Изначально мастера выпускали только самую простую посуду для трактиров. По мере совершенствования технологий на фабрике начали производить первоклассные чайные и кофейные сервизы с позолотой. Завод Поповы специализировался исключительно на фарфоровых изделиях.
Технологические особенности и художественные приемы
Отличительная черта фабрики Поповых – применение исключительных художественных приемов декора изделий, новых технических достижений по аналогии с европейской продукцией.
Первая продукция отличалась ярко выраженным стилем классицизма. Что касается декора, то в нем доминировали английские темы. После, мастера приступили к тщательной проработке каждой отдельной линии. Посуда уже могла похвастаться форменным разнообразием, в качестве декора используются сюжетные и пейзажные мотивы. Изделия славились исключительно качественной ручной росписью.
Основные темы декора
На заводе Попова доминировали витиеватые орнаментальные композиции. Фарфоровая продукция изначально была перенасыщена декоративные элементами, которые фактически перекрывали весь рисунок, покрытый основным фоном и даже позолотой.
В черте одного изделия зачастую присутствовали несколько огромных цветочных букетов, всевозможных пейзажей, которые в итоге дополнялись декоративными орнаментами.
Естественно, такая продукция была композиционно перенасыщенной. Впрочем, этим она и отличалась от остальной посуды, произведенной в России и Европе. Новый стиль фарфоровой продукции Попова пришелся по вкусу московскому купечеству, которое с огромным удовольствием приобретало уникальные предметы.
Во время расцвета завод был известен по всей стране и даже за её пределами. Это было обусловлено передовыми производственными технологиями, профессионализмом мастеров. Именно на этом предприятии впервые удалось изобрести каштаново-коричневую и даже синюю эмаль.
Достоинства и отличительные черты фарфора
На фабрике Поповых выпускались уникальные фигурки, в которых отражался быт и устой народа, его традиции и история. Фигурки были невероятно реалистичными, поэтому и пользовались огромнейшим спросом у разных слоев населения.
Реалистичность и естественность обуславливалась тем, что в качестве прототипов выступали именно жилые люди: кузнецы, крестьяне, кухарки, прачки. Стоит отметить, что при этом отсутствовали какие-либо театральные позы и нарочитая «наигранность». Местным художникам удавалось создавать невероятные произведения искусства.
Отличительная черта фарфора – уникальные и редкие цветные фоны. Особо впечатляющими были огромных размеров полусферические чашки, декорированные позолотой и расписанные вручную. Следует отметить, что столь высокое качество художественной реализации фарфора позволил поставить продукцию фабрики Попова в один ряд с лучшими европейскими предприятиями той исторической эпохи.
Продукция могла похвастаться не только высоким качеством художественной реализации, но и технической.
Фабричные изделия клеймились аббревиатурой «АП», впрочем, на некоторой продукции клейма и вовсе отсутствовали. Фабрика Попова не могла соперничать по изысканности с фарфором Императорского завода, но она была сопоставима с фабрикой Гарднера.
Предприятие ликвидировали в 1872 году, поскольку оно не могло на уровне конкурировать с новыми и более прогрессивными заводами.
Сегодняшние реалии
На сегодняшний день изделия, произведенные на заводе Попова, являются уникальными и самыми желаемыми предметами у всех почитателей антикварного искусства. Что касается фигурок, история которых уже насчитывает более 150 лет, то их стоимость нередко достигает значения в несколько тысяч американских долларов и продолжает расти с каждым годом.