На что следует обращать внимание при покупке настоящего фарфора и керамики? На современном рынке декоративных и антикварных изделий представлено огромное количество всевозможных керамических предметов. Потенциальному коллекционеру необходимо четко понимать и знать о существующих различиях между различными типами посуды, особенностями их декорирования.
Специалисты заявляют, что есть несколько основных различий между керамическими изделиями, которые может определить даже не специалист. Изделия из «каменной» керамики, в преобладающем большинстве случаев, непрозрачны, в то же время в продаже присутствуют и экземпляры из полупрозрачного материала. Что касается фарфора, как правило, он прозрачен. Тип предмета легко определить, подставив его под искусственный, но яркий свет.
Цвет керамики и фарфора
Для определения цвета изделия необходимо внимательно рассмотреть цвет черепка, изготовленного из неглазурованной глины. В некоторых случаях его можно установить, взглянув на основание предмета или его ободку. Если же изделие полностью покрыто глазурью, можно осмотреть его на предмет наличия трещин или сколов. Большинство глиняных черепков имеют богатую палитру, которая может варьироваться в пределах от сливок (таким цветом может похвастаться «кремовая» керамика) до коричневого (характерно для фаянса), буро-красного (изделия из стаффордширской керамики).
Для «каменной» керамики цветовая палитра более традиционна – бело-желтоватый и тёмно-коричневый. Фарфоровая продукция обладает цветами от ярко белого до кремового.
Куда сложнее установить мягкий фарфор или же он твёрдый. Здесь опять же поможет анализ структуры скола (если таковой есть): зернистая структура свидетельствует о том, что изделие с большой долей вероятности производилось из фарфора мягкого типа. Отличительная его черта – легкость впитывания жидкостей. Если основание ничем предварительно не обработать, то с течением времени предмет теряет яркость цветов и подвергается загрязнению. Острые края и гладкая поверхность скола доказывает, что вы имеете дело с твёрдым фарфором.
Тип глазури
Идентифицировать изделие можно и посредством анализа типа глазури. Для глиняных предметов принято использовать густую белую оловянную глазурь. Изучив цвет можно с высокой вероятностью установить географические особенности изготовления предмета.
Белая глазурь молочного оттенка зачастую использовалась для защиты фаянса в Лондоне в 17 веке. Небесно-голубая и слегка бледноватая глазурь – признак того, что это предмет из Франции той же эпохи. Соляная глазурь использовалась преимущественно для защиты изделий из каменной массы. Она формировала сверкающую, но при этом неровную поверхность, напоминающую кожуру апельсина.
Фарфоровые изделия из твёрдого материала обжигались при очень высоких температурах. Очень часто структура защитной глазури просто сливалась с основанием черепка. Фарфор мягкого типа периода 18 века отличало обилие мелких трещинок. В трещинки забивалась синеватая, зеленоватая и густая глазурь.
Декор изделия и дата производства
Декоративная составляющая может дать несколько подсказок касательно даты производства изделия. Ранние керамические предметы не отличались богатым декором, а могли похвастаться исключительно вырезанными или процарапанными мотивами. Более поздние изделия в этом плане были куда более выразительными, яркими, совершенными и запоминающимися. Если постучать по предмету, то он должен издавать характерный ясный звон, что свидетельствует о его конструкционной целостности. Поврежденные и реставрированные изделия формируют более глухой звук.