Успех Мейсенского завода уходит истоками в эпоху 18 столетия. Зарождение замечательных изделий началась с инициативы польского короля, саксонского курфюрса и Августа II, взять пол личную защиту местного алхимика Йоханна Бёттгера, преследуемого прусскими властями.
Август Сильный всегда славился трепетным отношением ко всему прекрасному. Неудивительно, что он был коллекционером фарфоровой продукции, особенно, произведенной китайскими мастерами. Видный политический деятель заприметил талантливого Бёттгера. Именно этот человек при участии нескольких энтузиастов возглавил группу, которая и стояла у истоков европейского производства фарфоровых изделий. Вскоре он прославился на весь мир как Мейсенский.
Основание мануфактуры в городе Мейсене
Мейсенское производство организовали в одном из самых красивых замков Европы — Альбрехбурге, выполненном в завораживающем и монументальном готическом стиле. Произошло это в 1780 году. В то время это было первое в Европе фабричное предприятие, специализирующееся на производстве фарфоровых изделий.
Вначале мануфактурные мощности располагались в Дрездене, но уже к 1710 году основатели решили, что завод целесообразно перенести в Мейсен. Только в этом уютном городке умельцы ощущали себя в определенной безопасности. С этого времени им не приходилось беспокоиться о сохранности технологических секретов.
На заре своего становления мейсенская мануфактура производила преимущественно керамику с характерным красным цветом. Примечательно, что продукция того периода маркировались китайскими иероглифами. И лишь в 1713 году на производстве приступили к изготовлению первых фарфоровых вещей.
Маркировка мейсенского фарфора
Спустя десятилетие, в 1723 году на предприятии было принято постановление, в соответствии с которым все фабричные изделия, произведенное на мейсенской мануфактуре, «клеймились» особым образом с целью защиты от подделок. Так на мейсенском фарфоре впервые начали использовать собственный знак – комбинацию трёх первых букв Königliche Porzellan Manufaktur (KPM).
С 1756 и до 1773 года каждое производимое изделие маркировали уже новым знаком. Это были 2 клинка, перекрещенные между собой с нанесенной точкой между ними. У специалистов этот период известен как «точечный». Он символизировал предрасположенность мейсенского стиля к истокам нео-классицизма.
Следующим историческим периодом в развитии мейсенского фарфора считается период Марколини. Он получил соответствующее название в соответствии с именем графа Камилло Марколини, возглавлявшим производство до 1814 года. Указанный период (1774-1814 гг) отразился в обновленном варианте маркировки. Между двумя саблями точку заменили на звёздочку. Несмотря на более выразительный знак мануфактуры, для предприятия тот период оказался достаточно плачевным.
Производство накапливало долги, начался настоящий кризис. Впрочем, полный крах удалось нивелировать посредством внедрения производственных и технологических новинок. С того времени мейсенский фарфор стал более утонченным в плане дизайна. Каждое изделие великолепно передавало вкусовые предрасположенности и дух того времени. Фабрика начала наращивать прибыль и дела пошли в гору.
Следует помнить, что точно установить подлинность мейсенского фарфора по силам исключительно специалистам, которые знакомы не только с антикварными изделиями, но историей искусств.
Как определить подлинность мейсенского фарфора?
Ценные рекомендаций по определению подлинности фарфоровой продукции мейсенской мануфактуры:
- Оригинальные изделия отличались наличием на днище монограммы, реализованной в виде двух скрещенных клинков и буквенного обозначения AR.
- Присутствие точки между шпагами свидетельствует о том, что изделие произведено в период с 1732 по 1773 года.
- Присутствие звезды, а не точки, свидетельствует о том, что фарфор изготовили в период с 1773 по 1814 года.
- Анаграмма AR обозначает, что посуда или другие предметы, производились для Августа Сильного (аналогично отмечали и ценные подарочные изделия).
- С 1773 года на большинстве фарфоровой продукции можно было отличить некоторое подобие серийного номера. Впрочем, отсутствие оного вовсе не означает, что продукция не оригинальная.