Художественная роспись фарфора реализовывается при помощи нескольких методов, которые были разработаны еще нашими предками, но с течением времени они стали более совершенными и доступными. Наиболее популярными являются:
- внутриглазурная – роспись по технологии высокотемпературного обжига;
- подглазурная роспись;
- надглазурная роспись – обжиг осуществляется при «низких» температурах.
Остановимся детальнее на их особенностях и характерных чертах.
Подглазурная роспись
Суть технологии: красящие пигменты наносятся на неокрашенную фарфоровую поверхность. Затем заготовку обрабатывают прозрачной глазурью. Основная сложность подглазурной росписи заключается в необходимости чёткой фиксации красочных веществ под слоем прозрачной консистенции. Очень важно тщательно придерживаться всех технологических предписаний во время обжига, в противном случае существует опасность разрушения глазурного слоя, а затем и красок. В связи с указанными ограничениями палитра цветов для росписи весьма скудная. Ключевые цветные компоненты – оксид хрома или кобальта.
Надглазурная роспись
Надглазурная роспись предполагает нанесение красящих веществ на уже глазурную поверхность фарфорового изделия. Таким образом изображение получают, как при высокотемпературном, так и низкотемпературном обжиге. Для каждого из вариантов применяют собственный тип красок с различными жидкими компонентами. Они способствуют понижению температуры, при высоких значениях которой наблюдается эффект растворения краски, изображения в итоге получается размытым. Внесение дополнительных пигментов позволяет провести декоративный обжиг изделия из фарфора, сохранив палитру красок и четкость линий изображения.
Для росписи применяют специальные высокотемпературные краски (они предполагают термическое воздействие в пределах от 1100 до 1350 °). При столь высоких температурах пигменты краски сливаются со структурой прозрачной глазури, образуя единую структуру. Подобное покрытие прекрасно противостоит агрессивным средам, которые образуются от кислых напитков, продуктов и даже алкоголя. Данный метод росписи фарфора предполагает применение огромного количества красящих веществ. Обжиг продолжается в течение 2-3 часов, что в разы сокращает нагрузку на структуру изделия.
В последнее время мастера все чаще предпочитают низкотемпературный обжиг и применяют для этих целей специальную краску, позволяющую получить изящный рисунок при воздействии температур от 700 до 900 °. Отличительная черта данного метода – невообразимое богатство палитры. Наиболее существенным недостатком является то, что краска вплавляется в структуру глазури не очень качественно и с течением времени повышается риск разрушения целостности изображения на фарфоровом изделии. Учитывая это обстоятельство, производители не рекомендуют мыть посуду в современных посудомоечных машинах.
Тяжелые металлы в росписи фарфоровых изделий
Столовая фарфоровая посуда предполагает определенные ограничения, касающиеся использования в качестве декора основы в составе которых присутствуют тяжелые металлы (свинец, цинк, медь и кадмий). Преобладающее большинство красок производится без каких-либо опасных или вредных для здоровья человека веществ, но это ограничение повлияло на краски, которые стали менее яркими и насыщенными. Именно поэтому посуда, созданная в 18-19 веках, выглядит на порядок ярче в сравнении с современными изделиями.
В современной росписи фарфора особое место занимают красящие пигменты, в основе которых присутствуют благородные металлы. Золото великолепно себя показало при низкотемпературном обжиге, собственно, как и платина.