В начале 18 века фарфор считался в Европе редким и желанным предметом роскоши. И многие правители мечтали заполучить секрет прибыльного фарфорового производства.
Петр I тоже интересовался фарфором, посещал европейские заводы, направлял в Мейсен Юрия Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России.
Петра I восхищала красивая и необычная фарфоровая керамика. Наверное, в те времена она казалась настоящим чудом и волшебством: совершенная по цвету, гладкости, форме… И император выписывал себе из-за границы разные фарфоровые предметы домашнего обихода: вазы с российским гербом, бритвенные тазики, аптекарские сосуды и разные другие предметы.
Происхождение слова Фарфор
В русский слово «фарфор» пришло из персидского языка. Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полу-просвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе.
Английское название фарфора — porcelain (пОрслин), порцеллан или порцелин произошло от итальянского слова porcellino (порчелИно), что переводится как «поросенок». Но порчелино — это не только маленькая свинка, но и ракушка. Во времена разгадывания секретного рецепта фарфора, итальянцы предполагали, что именно эти морские раковины, добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.
Первоначально ИФЗ именовался Порцелиновой мануфактурой (с 1765 года превратился в Императорский фарфоровый завод). В 1917 году получил название Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма). А в 1925-м, в связи с 200-летием Российской академии наук, заводу было присвоено имя М.В. Ломоносова; он получил официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (аббревиатура клейма ЛФЗ, знакомого старшему поколению, истолковывалась и как «Ленинградский фарфоровый завод»). С 2005 года восстановлено название — Императорский фарфоровый завод. Сегодня завод располагается на том самом месте, где появился много лет назад.
Невская порцелиновая мануфактура
Первый русский фарфоровый завод появился только спустя 2 десятилетия. Придворная порцелиновая мануфактура возникла во времена правления дочери Петра — Елизаветы.
В Петербург из Стокгольма приехал специалист по керамике — Христиан Конрад Гунгер, а его помощником стал Дмитрий Иванович Виноградов, молодой русский ученый, бывший сокурсником Михаила Ломоносова. И они приступили к поиску секрета производства фарфора.
Гжельская глина считалась наиболее подходящей для опытов и в конце 1744 г. Гунгер и Виноградов начали эксперименты. Но довольно стало понятно, что заграничный специалист Гунгер не может помочь нам в этом деле, потому что не обладает достаточными знаниями. И его отстранили от дел.
Открытие тайны фарфора
И вот Дмитрий Виноградов стал проводить опыты по получению фарфора самостоятельно, судьба фарфоровой мануфактуры оказалась в его руках.
И вот, наконец, в 1747-1748 годах Виноградов сумел получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, которая не отставала от изделия. Так появился российский фарфор. Первым фарфоровым изделием Д.И. Виноградова стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.
Ученый разработал точный технологический цикл производства фарфора, организовал этот процесс на мануфактуре и в 1752 году написал научную работу «Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается». (Подробнее об этом смотрите фильм Забытый гений фарфора).
Ценность русского фарфора для нашей страны была в том, что он был изготовлен из нашего отечественного сырья, что значительно снижало расходы на производство.
Русский фарфор Виноградова был очень качественным и не уступал по этому параметру саксонскому. А полученный состав фарфоровой массы был близок к китайскому рецепту.
Первый русский фарфор
Первые изделия из раннего русского фарфора были небольшими. Порцелиновая мануфактура выпускала фарфоровые пуговицы, чашки, табакерки, курительные трубки, декоративные части для столовых предметов (ножей и вилок), набалдашники для тростей.
Спустя несколько лет, в конце 1756 года, наши мастера научились делать и крупные предметы. Для этого нужен был большой горн для обжига фарфора, который Виноградов как раз построил и успешно испытал к этому времени.
Сервиз Собственный
В эти годы Елизавета II заказала ему изготовление первого столового сервиза. Который потом стали называть «Собственный».
Сервиз «Собственный» — фарфор, надглазурная роспись, рельеф, позолота, лепнина.
На фото: тарелка, сухарница, солонка и ложка — предметы из первого русского фарфорового сервиза. Мастер — Д.И. Виноградов, автор русского рецепта изготовления фарфора. Наружная поверхность сервиза покрыта орнаментом из рельефной сеточки с маленькими лиловыми цветочками. Сухарницы и солонки украшены 2-мя гирляндами роз, которые не повторяются.
Белая поверхность фарфора сервиза Собственный покрыта рельефной сеточкой, в местах перекрещения которых посажены лиловые незабудки (они прописаны золотом и пурпуром). А глубокие предметы, чья основная поверхность для украшения находится снаружи, украшены рельефными гирляндами разноцветных цветочков, которые были вылеплены вручную.
Фарфор в России при Екатерине II
Екатерина II всегда покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод.
Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлек на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.
Вершиной славы Императорского завода в то время стали заказанные Екатериной II роскошные парадные столовые сервизы. «Арабесковый» сервиз, состоящий из 973 предметов, украшен орнаментом из арабесков в стиле античных, открытых при раскопках Помпеи и Геркуланума, фресок.
Для того, чтобы продать первый русский фарфор, в эпоху правления Елизаветы Петровны, приходилось размещать объявления о приеме заказов. То есть — искать покупателей. Спрос был невелик. А при Екатерине II ситуация изменилась, появился стабильный спрос на фарфор, поэтому возникли склады и магазины фарфора.
В 1779 году на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) пригласили талантливого скульптора — Жана-Доминика Рашетта. Он стал главным модельмейстером (заведовал скульптурной частью до 1804 г.), то есть определял форму посуды, ее дизайн. Работы Рашетта отличала классическая строгость и ясность. И этот скульптор, в большей части, определил художественный стиль русского фарфора, который выпускался в это время на ИФЗ. Рашетт стал автором около 150 моделей фарфоровых изделий.
Фарфоровое искусство в России в начале 19 века
Гурьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в.
Его назвали по имени Дмитрия Александровича Гурьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствования Александра I. Он был главой Кабинета Его Императорского Величества. И именно за счет императорских дотаций существовал Императорский фарфоровый завод. В эти времена произошел расцвета русского классицизма, выразившийся в стиле «ампир».
Гурьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его. Он пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: Франца Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета (в 1803 г. он и стал директором завода), из Берлинской королевской мануфактуры пригласил Шульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Шрейбера — механика и Зейфферта — обжигальщика.
В это же время на завод привлекли художников: Степана Пименова — известного скульптора Александровской эпохи (он был адъюнкт-профессором Академии художеств), из Севра приехали Жак-Франсуа Свебах, Анри Адам и Дени Моро. К ним присоединился севрский токарь Фердинанд Давиньон.
В 1844 году был столетний юбилей Императорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. Первыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых Зимнего дворца.
Фарфоровое производство во второй половине 19 века
При Александре I и до конца 60-х годов 19 века выросло производство ваз. В декоре художественных фарфоровых изделиях стало больше золота, сюжеты фарфоровой живописи, в большинстве своем, были батальными и видовыми. Как и прежде, фарфоровые заводы продолжали изготовлять уникальные дворцовые сервизы.
К началу царствования Александра II (1855-1881) Императорский фарфоровый завод полностью работал на иностранном сырье. Керамические краски выписывались из Берлина, Парижа и Лондона. Механическая паровая машина сменила живую конную тягу. На заводе продолжали работать французские живописцы Пьер Бодэ (мастер цветочной живописи) и Виван Босе (первый рисовальщик «цветов и амуров»), художники Федор и Константин Красовские, Алексей Васильев и Василий Корнилов.
Александр II не очень интересовался ИФЗ, при нем сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесения ко двору (пасхальные и рождественские). Все постепенно затухало. Уменьшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. мастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику. Подумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.
С 1885 г. на заводе начал работать первоклассный саксонский копиист Карл Липпольд, мастер из Дрездена. Скульптура изготавливалась, в основном, по моделям Августа Шписа, который с 1849 г. был главным модельмейстером завода.
Существенным нововведением начала 1870-х гг. явилась выделка терракоты, а также новые способы украшения фарфора — цветные глазури и роспись жидкой фарфоровой массой по кобальтовому или хромовому фону (техника «pâte-sur-pâte»).
Годы правления императора Александра III
(1881-1894) отмечены особым вниманием царя к деятельности Императорского фарфорового завода. Считая, что «распространение искусства есть дело государственной важности», император повелел поставить завод «в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности».
При Александре III было принято рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземплярах — для двора и для музея.
В 1880-е гг. на заводе установили новые машины и станки, выписанные из Лиможа, а также горны новой конструкции, заимствованной из Мейсена, Берлина и Севра. С целью улучшения техники производства заводских мастеров посылали за границу на лучшие фарфоровые и стекольные заводы Европы.
В 1888 г. Копенгагенский завод представил на Всемирную выставку изделия с подглазурной росписью. Серия ваз с пейзажами была настолько эффектна, что многие заводы перешли на выпуск изделий, расписанных красками, которые наносились на необожженный черепок и сверху покрывались глазурью. В Санкт-Петербург по рекомендации директора Копенгагенского королевского завода приехали художники подглазурной росписи Карл Лиисберг и Карл Мортенсен.
С 1892 г. Императорский фарфоровый завод начал работать в технике подглазурного декорирования и к 1906 г. выпустил около двухсот ваз с подглазурной росписью.
Во времена правления Александров (II и III) и Николая I были изготовлены фарфоровые сервизы, практически, для всех резиденций Петербурга. Сервизы различались по художественным стилям.
Одним из ведущих направлений было «русское». И вот в этом стиле, на основании исторических и этнографических сведений, по проекту известного ученого Ф. Солнцева, на ИФЗ изготовили сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).
Во времена правления Александра III появились крупные заказы на сервизы: «Коронационный» и сервиз с рисунками Рафаэлевских лоджий в Ватикане (которые редактировал лично император).
Самым крупным и дорогостоящим произведением завода последней четверти XIX в. стал «Рафаэлевский» сервиз. Его проект разрабатывался и утверждался при непосредственном участии Александра III. Богатый орнамент сервиза был заимствован из фресковой росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане. В его исполнении подкупает тонкость работы, чисто прорисованные орнаменты, мастерство миниатюры. «Рафаэлевский» сервиз изготавливался в течение 20 лет и был завершен в 1903 г.
Художественный вкус императора существенно повлиял на художественный стиль фарфорового завода. Александр любил вазы: китайские и японские, цветные глазури, терракоту. С его подачи подглазурная живопись стала активно использоваться на ИФЗ.
В конце 19 века Императорский фарфоровый завод был признанным лидером в фарфоровой живописи, что подтверждалось дипломами всемирных выставок в Лондоне, Париже и Вене.
Фарфор во времена Николая II
К концу 19-началу 20 века производство фарфора усовершенствовалось за счет внедрения новых современных технологий и оборудования. Высокий уровень развития художественных технологий в сочетании с научными достижениями способствовал появлению промышленного (химического и электротехнического) фарфора, (который и сейчас используется, например, в электрических изоляторах).
Большие заказы на сервизы поступили от императрицы Александры Федоровны. В результате появились сервизы «Александринский» и «Царскосельский».
А для Николая II ИФЗ выпустил серию военных тарелок с военными в мундирах времен Александра III и фарфоровые скульптуры серии большой этнографической достоверности «Народы России» (их изготовили по моделям П. Каменского). Серия была призвана укреплять идеи русской государственности.
В начале 20 века завод сотрудничает с большими русскими художниками из объединения «Мир искусства»: Сомовым, Лансере и Чехониным.
В дореволюционные годы завод находился в образцовом состоянии и по части технологии, и художественных достижений.