В декабре 1918 года Кузнецов завершает работу над одной из самых известных своих фарфоровых фигурок – «Красногвардейцем». С этого небольшого по размерам изделия в России начинается эпоха возрождения фарфоровой пластики в контексте самостоятельной отрасли художественного фарфора. Фигурки стали олицетворением реализма и действительности тех времени, самодостаточной формой русского национального искусства.
Агитационные фарфоровые изделия авторства Данько
Вторая половина 19 века ознаменовалась полным разладом между реальной жизнью и фарфоровой скульптурой. Обусловлено это было уходом пластики в область утонченности, сентиментализма. Авторы произведений не гнушались и откровенно подрожали немецким и датским мастерам.
Включилась в работу и даже способствовала эволюционному развитию советского агитационного пластического фарфора одна из самых талантливых учениц Кузнецова – Данько Н.Я. Достаточно бросить беглый взгляд на ранние работы девушки (а это были красивейшие кулоны, великолепные трубки и брошки), и становится очевидным, насколько профессионально мастеру удалось прочувствовать тонкую грань между жизнью и декоративностью.
Советский агитационный фарфор невозможно представить без фарфоровых произведений искусства Натальи Данько. За двадцать пять лет творческой работы ей удалось создать более 300 скульптурных композиций и фигур – декоративные и портретные, в фаянсе и бронзе, сатирические и жанровые. Наталья прославилась и благодаря тому, что впервые в советской истории применила фарфор для создания архитектурных решений.
Октябрьская революция и ее влияние на фарфоровое искусство
В течение двух лет (с 1936 и по 1937 гг) Наталья работает на барельефами, посвященными теме народных танцев СССР (сейчас они украшают ст. м. «Площадь Свердлова»). Это под её началом трудились художники и скульпторы, создавшие непревзойденной красоты барельефы, установленные на Химкинском речном вокзале.
Как бы то ни было, а переход от форменной хрупкости к агитационной тематике, обусловленной Октябрьской революцией, повлиял на творчество Натальи. Очень многое здесь диктовалось внешними факторами, такими как государственный заказ и пожеланиями партии. Именно хрупкие, но чрезвычайно талантливые пальцы Данько вылепили бюст одного из великих российских просветителей – Николая Новикова. Для всех этих барельефов и бюстов характерной является одна черта – несмелость и преемственность стиля мастера Кузнецова.
Советские фарфоровые изделия в исполнении Данько
Завершив работу над «Красноармейцем», которые большинство аналитиков воспринимали символом молодой государственности, Наталья работает над популярным «Партизаном в походе», а подставку украшает яркой революционной цитатой авторства Блока. Затем идёт целая череда прекрасных изделий, появлявшихся практически ежегодно.
На протяжении всей жизни Данько работала на родном заводе, оставив великолепное творческое наследие. Благодаря ей понятие советского фарфора расширилось и стало более многогранным.
Наталье пришлось потрудиться и с «ленинской темой». Благодаря ей мы увидели великолепную чернильницу, украшенную бюстом легендарного вождя. Данько прекрасно расписывала работы других авторов. Первое что вспоминается – фарфоровые тарелки с портретами Ленина, авторства Альтмана. Затем этот портрет был позаимствован практически каждым фарфорщиком. Его неоднократно и с разным успехом воспроизводили на чашах и кубках.